#

3-Тема: Информатизация общества и образования

 

План занятия:

  1. Информационное общество
  2. Деятельность в информационном обществе
  3. Информатизация образования
  4. Нормативно-правовые основы информатизации общества и образования.
  5. Информационные ресурсы общества, информационный рынок и информационный потенциал общества.

 

Информационное общество

 

В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация — это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основные черты информационного общества:

Увеличение роли информации и знаний в жизни общества.

Возрастание числа людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Рост доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.

Широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

Создание глобального информационного пространства.

Развитие информационной экономики, электронного правительства, электронных социальных сетей и др.

Настоящее время — это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.

Информационным ресурсом может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, подчиняется федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информационные ресурсы общества можно рассматривать как знания, накопленные человечеством и материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

— Библиотечные ресурсы.

— Архивные ресурсы.

— Научно-техническая информация. 

— Правовая информация и информация государственных структур.

— Отраслевая информация.

— Финансовая и экономическая информация.

— Информация о природных ресурсах и т. д.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Сейчас активно идет процесс снижения ценности материального продукта, но повышается ценность информации. В современном обществе информация становится ценным продуктом.

Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.

Информационный продукт — это уникальный показатель эпохи всеобщей автоматизации и информатизации и имеет ряд определенных отличий от материального продукта. Так, любой информационный продукт обладает качеством, которое присуще информации в целом — он не подвержен амортизации, физическому износу. Вы можете неоднократно использовать информационный продукт, и он не потеряет в качестве и уникальности. Для примера: многократное воспроизведение фильма никак не повлияет на его содержание. Фильм не становится хуже с каждым просмотром. Но следует сказать, что информационный продукт подвержен так называемому моральному устареванию. Информация, которая была актуальной еще вчера, может потерять всю свою значимость и востребованность сегодня. Также показательным свойством информационного продукта является то, что расходы на его изготовление, как правило, в разы превосходят дальнейшие расходы на его тиражирование. Написать уникальную работу один раз всегда сложнее, чем затем размножить ее на тысячи экземпляров. Немаловажное свойство информационного продукта — его адресность. В зависимости от группы потребителей производитель выбирает форму и способ изготовления будущего информационного продукта. Так, публикация научной работы в профессиональном сообществе будет отличаться от способа популяризации той же научной идеи для школьников. Информационный продукт имеет свойство универсальности — может представлять ценность для разных областей применения, использоваться с разными целями в разных проектах.

Информационные продукты распространяются посредством информационных услуг.

Информационная услуга — это действия людей и организаций, направленные на получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги бывают различного вида, например: поиск и подбор информации. Различные кадровые агентства оказывают услуги по подбору персонала. К информационным услугам можно отнести деятельность различных учебных центров, рекламных агентств, разработку программ и веб-сайтов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

В пространстве информационного рынка можно выделить пять секторов:

• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

• услуги образования: все виды обучения;

• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

По мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования: оснащение школ мультимедийным компьютерным оборудованием и цифровыми лабораториями кабинетов физики, химии, биологии; формирование в школах медиацентров; подключение школ к сети Интернет; использование на уроках и в домашних условиях цифровых образовательных ресурсов; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием. Все эти процессы указывают на формирование в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды. Всё чаще в обучении используются электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают:

— моделирование и визуализацию информации об изучаемых объектах;

— интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ;

— хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ним;

— автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

— автоматизацию организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения;

— информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.

Для общения в чате, форуме, телеконференции выбирайте себе псевдоним, или ник, не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы. В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.

В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим. Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».

В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых символов. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Общаясь в Интернете, сообщая сведения, выражая эмоции, не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Информационное общество характеризуется следующими основными признаками:

1.Большинство работающих заняты в сфере производства информации и информационных услуг.

2.Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически к любым нужным ему данным.

3.Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

4.Самым важным фактором развития такого общества являются информационные технологии. Они широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Количество информации производимой и передаваемой человеком постоянно увеличивается. Это привело к такому явлению, как информационный кризис. Рассмотрим характеристики информационного кризиса.

1.Количество информации, которое получает человек, превышает его способности к восприятию и обработке информации.

2.Много лишней информации мешает потребителю выбирать из получаемой информации полезную.

3.Возникают разные барьеры политического и экономического характера. Они препятствуют свободному распространению информации.

Решить проблему информационного кризиса помогает развитие технологий для хранения и передачи информации. Эти технологии упрощают доступ к информации и облегчают работу с ней.

Информатизация образования

Нормативно-правовые основы информатизации общества и образования.

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Продукты информационного сервиса чаще даже усложняют жизнь. Существует большое количество избыточной информации, назойливой рекламы, дезинформации. В то же время часть информации закрывается по соображениям коммерческой, технологической, военной, государственной тайны.

Доступ к информации может ограничиваться экономическими барьерами. По международному опыту, современная политика правительственных учреждений в области установления расценок на выдаваемую ими информацию преследует следующие цели:

возместить стоимость носителя информации;

покрыть расходы на информацию, если она производилась специально для данного пользователя; предотвратить неоправданно высокий спрос на услуги.

Для информации, как и для любого продукта, рассматривают различные категории потребителей:

  ограниченный сектор рынка сбыта с высокой платежеспособностью для узкоспециализированной информации, подвергающейся сложной обработке (исследовательские подразделения фирм; фирмы, продающие услуги);

  более широкий и непрерывно увеличивающийся сектор рынка с приемлемой платежеспособностью для стандартной информации (информационные отделы фирм, частные предприятия);

  неплатежеспособные клиенты со значительными потребностями (преподаватели, исследователи).

В информационном обществе изменяется структура экономики, что вызывает изменения в сфере занятости. Возникает потребность в переподготовке больших масс населения. Не все трудоспособное население удовлетворяет повышенным требованиям. С другой стороны, возникает опасности появления информационной элиты, проблема ответственности за подготовленные машиной решения. Все это неизбежно вызовет социальную напряженность. Условием нормального существования и социального развития личности становится информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее приема, обработки и передачи современные методы и технические средства.

Рассматривая правовой аспект информатизации общества, укажем основные группы регулируемых законом вопросов информационной деятельности:

Ограничения на международный обмен: государственная тайна или иная конфиденциальная информация, общероссийское национальное достояние, архивный фонд.

Преступления в сфере компьютерной информации: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ и сетей ЭВМ.

Авторское право на базы данных и программы для ЭВМ.

 

Информационные ресурсы общества, информационный рынок и информационный потенциал общества.

Информационные ресурсы – это знания людей, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации. К информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. Информационным ресурсом можно воспользоваться многократно.

Использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

В обществе хранение носителей информации организуется в специальных хранилищах. Для книг – это библиотеки, для картин и рисунков – художественные музея, для документов – архивы, патентные бюро. Однако большей частью информационные ресурсы общества в настоящее время представлены на электронных или цифровых носителях. Это объясняется широкой компьютеризацией различных сфер деятельности. Таким образом, человеку в современном мире приходится не только уметь пользоваться разнообразными технологиями, но и следить за динамичными переменами в развитии общества. Это включает в себя расширение кругозора, умение налаживать связь с активной общественностью.

По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы:

1.Библиотечные ресурсы.

2.Архивные ресурсы.

3.Научно- техническая информация.

4.Правовая информация.

5.Информация государственных структур.

6.Отраслевая информация.

7.Финансовая и экономическая информация.

8.Информация о природных ресурсах.

9.Информация предприятий и учреждений.

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают образовательные информационные ресурсы. Под образовательными информационными ресурсами понимается текстовая, графическая и мультимедиа информация, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

К образовательным электронным ресурсам относят:

учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,

системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

электронные полнотекстовые библиотеки;

электронные периодические издания сферы образования;

электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,электронные архивы выпусков.

Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов – их доступность для простых пользователей. Каждый может использовать эти ресурсы.

Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Для информационных технологий необходимы аппаратные и программные средства. "Сырьем" информационных технологий являются данные, которые подвергаются соответствующей обработке. Конечной продукцией являются текстовые и графические документы, переводы с одного языка на другой, решенные математические задачи, чертежи, справочники, финансовые отчеты и т.д. Основным аппаратным средством информационных технологий является ЭВМ. Самым первым шагом в технологической цепочке решения конкретной задачи является правильный выбор необходимого программного обеспечения.

Информационные технологии находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.

В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.